Вопросы и ответы
-
Видел у вас на фасаде подобие экрана. Что это?
- Это действительно и экран и фасад одновременно. Он так и называется – медиа-фасад. Это последняя новинка мировой наружной рекламы или архитектурного оформления зданий. Такие решения существовали, конечно и раньше – на центральных улицах Нью-Йорка, Лондона или Токио, но решения эти были в десятки раз дороже, нежели сейчас. С развитием светодиодных технологий, ростом автоматизации и качества выпускаемой продукции, сегодня такие решения становятся доступны для среднего и малого бизнеса.
Стоимость такого экрана, как у нас – около на уровне вторых этажей (как у нас).
Можно с уверенностью утверждать, что «наружка» развивается именно в этом направлении, и недалек тот час, когда вывески, брандмауэры и привычные нам щиты вдоль дорог уже сложно будет представить без двигающихся картинок…
-
Какой примерно срок службы ваших вывесок, учитывая наш суровый климат?
- Срок службы любых хороших вывесок (таких, например, как наши) в суровом уральском климате – около трех лет. Они могут работать и дольше, просто за ними нужно ухаживать.
Потому что у нас на Урале какие минусы основные?
- Гигантский среднегодовой перепад температур (это влияет на срок службы любых блоков питания). Диодам, например, холод – это хорошо. Низкая температура продлевает их срок жизни, в то время, как жара – укорачивает. Помните об этом, напоминайте вашим подрядчикам, особенно если у вас солнечная сторона.
- Пыльные дороги, вдоль которых расположены вывески и всевозможные осадки, в которых чего только не содержится. Тут ничего не поделаешь – просто надо периодически мыть вывеску. Хотя бы 2-3 раза в год. Да хотя бы раз!
- Вандализм/сосульки. Тут нужно просто помнить об этом, и на этапе постановки задачи проговорить особенности вашего месторасположения с проектировщиками вывески. Есть некоторые решения, которые позволяют предотвратить будущие повреждения.
А самое главное заключается в том, что через 3 года вывеска «замыливается» взгляду обывателя и становится незаметной. Конечно, это не относится к огромным базовым «градообразующим» объектам, таким как «Дворец спорта», «Торговый Центр», «Театр Драмы», «Оперный театр», но даже там хорошо бы нет-нет, да и раз в 3-4 года добавлять в свои вывески элементы новизны. При этом под словом «вывески» я подразумеваю и архитектурную подсветку здания.
-
Как происходит процесс создания вывески? Какие этапы?
- Этапов всегда одно и то же количество, разница лишь в скорости их прохождения. Итак,
1. Встреча с подрядчиком (давайте думать о том, что он у вас есть, если нет – это отдельная тема), описание ему своей потребности – формулировка задачи. Этот процесс проходит всегда по-разному, но суть у него тоже одна – надо определиться с уровнем бюджета проекта и с пониманием того, какой тип вывесок нравится Заказчику. Часто это последний этап, когда Заказчик, никогда не делавший вывески, внезапно узнает, что то, что ему хочется, стоит дороже 5 000 руб. Или 30 000. Причем когда люди затевают делать вывески за 100 и больше, они, как показывает практика, понимают о чем идет речь и обходятся без корвалола.
1,5. Этот этап есть не у всех. Маленькие компании не берут за макеты денег. Некоторые менеджеры крупных компаний, умеющие (или так думающие, по крайней мере) рисовать в кореле – порой тоже. Бывает, что рисуешь-рисуешь – все не нравится Заказчику. Или сразу проект сложный. Это самый главный признак того, что пришло время подключаться Дизайнеру. Иначе говоря, заплатить за работу профессионала. Цены здесь разные. Зависят от сложности, от задачи, от уровня подготовки подачи. Наверное, это диапазон между 3000 и 10 000. Если речь идет о комплексном решении чего либо, там может быть и 30 000 и даже больше.
2. Согласование эскиза. Неоценимой помощью для дизайнера здесь (да и в предыдущем пункте, кстати, тоже) будет предоставленная вами фотография объекта. Фотографировать место своей будущей вывески нужно так: найдите место, с которой бы эту вывеску было видно важнее всего. Тут речь идет о том, что никто лучше вас не знает вашего покупателя. Как и вашего бизнеса. Как и особенностей места, где он расположен. Конечно, хороший рекламщик задаст об этом вопросы и, быть может, что-нибудь посоветует вам, но изначально помните об этом, делая фотографию места. Постарайтесь, чтобы на фотографии было хорошо то место, где вы хотите видеть свою будущую вывеску (а если не знаете, где – фотографируйте все здание, отдел, вход); постарайтесь захватить в кадр ваших «соседей» - крыльцо справа/слева, отделы, соседние с вами, элементы городской среды. Если вы все равно не знаете, где, что и как, или у вас телефон без фотоаппарата или принципиально хотите, чтобы эти фото сделали рекламщики – они их сделают. Скажу больше – они их в любом случае, скорее всего сделают, но ваша предварительная фотография помогут им сделать их как можно лучше.
Так вот, фотография есть. Теперь на этой фотографии делается фотомонтаж вашей вывески, который вы и утверждаете в конце концов (чаще всего, предварительно попросив что-то поменять, добавить, убрать, нарисовать заново).
3. Снятие размеров и утверждение сметы. Это, пожалуй, самый нелюбимый всеми рекламщиками пункт. Потому что к этому самому моменту, как правило, рекламный менеджер денег еще не получил ни копейки, а уже побывал на встречах несколько раз, порисовал эскизы, наслушался всякого от дизайнеров, съездил на замеры, советовался с инженером, придумывал, как бы покрасивее и получше сделать вот этот нюанс и вот этот… Звонил, узнавал о наличии материалов, составлял смету, наконец. И при этом он зха все это сейчас находится под гнетом ощущения того, что он «должен» выполнить эту работу. И ему еще звонит Заказчик и строго спрашивает, почему еще предложения с разными вариантами цен нет в его почте.
Получив же ценовое предложение, некоторые Заказчики начинают сталкивать разные рекламные агентства лбами, выкручивать руки, до тех пор, пока не находят самый дешевый вариант. И тогда менеджеру остается либо смириться с тем, что он переделал кучи работы впустую, либо попытаться сделать-таки этот заказ, во всем максимально ужавшись. И уж конечно, он первым делом выкинет все те хорошие технологичные материалы (и источники света, и надежные блоки питания), которые, скорее всего и составляли ту разницу, которая показалась вам необоснованно большой.
Дорогие Заказчики! Помните, пожалуйста, о том, что человек, предложивший вам самую низкую цену, совсем не обязательно предложил лучшее соотношение его с качеством. Совсем не факт, что он думал о тех нюансах, с которыми столкнулся ваш менеджер в процессе погружения в тему создания именно вашей вывески. Не факт, что ему важно ваше мнение или то, сколько проработает ваша вывеска. Не факт, что в следующих годах он будет отвечать по своим прошлым обязательствам. Потому что всегда на любые претензии есть такой стандартный ответ, на который сложно что-либо возразить: «А что вы хотели за такие деньги??».
И еще момент, такой же, как и в случае с дизайнерами. Если проект сложный и нет типового решения, приходится разрабатывать инженерный проект. С расчетами, нагрузками, материалами всякими. И это тоже отдельных денег стоит.
4. Заключение договора и получение предоплаты. Самый, пожалуй, простой этап – ведь все уже нарисовано, придумано и посчитано. По рукам ударено. Здесь ждет такая загвоздка, как юристы Заказчика, единственной заботой которых является доказательство Заказчику своей незаменимости и нужности. Поэтому начинаются разговоры: «Уберите вот этот пункт. И вот этот, а вот здесь мы не пропустим иначе, кроме как вот в такой редакции…». Договор заключен, счет уходит в бухгалтерию, которая просто не может не показать свою важность. И оплатят, конечно, но для начала потянут хоть немного. Ибо неча.
5. Изготовление. Здесь для нас, рекламщиков, начинается самое простое. Потому что любые технические сложности, возникающие по мере производства – тьфу, по сравнению с прошедшими кругами. Мы все знаем, посоветуемся и придумаем. На то мы и профессионалы! Очень рекомендую на этом этапе приехать в цех вашего рекламщика в самый разгар заверений менеджера о том, что «ваша вывеска делается вовсю, половину уже сделали». Посмотреть, что, кто, чем, из чего и как делает. Потому что это уже – почти ваше. И потому что кроме как на этом этапе вы не сможете понять, за что же вы заплатили свои деньги. И правда ли, что будущая вывеска будет сделана из того, что было в смете, а не из обрезков и плохо спаянных разномастных лампочек…
6. Монтаж. Важный момент. Я бы сказал – архиважный. Настоятельно рекомендую вам или вашему представителю присутствовать при монтаже. Пусть не все время, но хотя бы на начальном этапе, чтобы убедиться, что все монтируется в соответствии с макетом. И обязательно (ОБЯЗАТЕЛЬНО) нужно принять работу. Убедиться, что ровно, что там, где надо, что светится, что без подтеков, царапин и не заляпано руками, и… подписать приемку (а это уже нам очень важно).
7. Закрытие документов, получение остатка денег. Тоже невыносимый этап. Пока на бумагах нет факта принятия работ и оплаты вывески, работа менеджера не окончена. И именно в этот момент выясняется, что человек, который только и может принять работу, уехал с печатью в командировку во Владивосток на поезде, оттуда у него сразу начинается отпуск, в который он не ходил два года и наконец-то решил отгулять весь и сразу… Потом оказывается, что бухгалтерия в этом квартале не принимает документы из того, а оплаты все уже совершены и «где же вы были раньше?»…
В общем, менеджером быть в нашем бизнесе ой как непросто! А ведь на нем, по сути, весь процесс и держится.
Так происходит создание почти всех вывесок.
-
Сейчас очень модной стала "бегущая строка". Делаете ли вы такое и каковы примерные расценки?
- Да, конечно. «Бегущая строка» - это как раз тот самый продукт, который можно назвать «переходным» между простыми вывесками и «медиафасадами», о которых мы рассказывали раньше. Они действительно ярки, привлекают внимание, очень эффективны. Есть, конечно, одно общее «но»: использовать их нужно, что называется, «с умом». Не везде они уместны, кое-где создают прямо-таки аварийные ситуации, в общем, это как баннера, которые появились когда-то. И если поначалу стоимость их изготовления была довольно высокой, то и использовали баннер не везде и как попало, а только лишь как украшение – там, где иначе сделать было просто нельзя. Потом цены обвалились, и что мы можем наблюдать? Торговые комплексы, увешанные, словно лоскутное бабушкино одеяло, разномастными, разноразмерными криками владельцев отделов о том, что они торгуют именно здесь?
Так и со строками. Сначала их было мало и они были прекрасны, сейчас их становится все больше, и все меньше люди думают о том, как бы вписать свою строку в существующий городской интерьер. «Надо!» - и все. На мой взгляд, это неправильно. Надо, чтобы все в нашем городе было красиво и гармонично.
Теперь по стоимости – строка из модулей хорошего производителя, обойдется вам около 40 000/м2. Размеры формируются кратно количеству модулей (каждый из которых 320х160 мм). Возможные цвета – белый, красный, зеленый, синий, желтый, полноцветный (такие дороже - около 60 000 /м2). Есть также еще варианты двухцветных модулей – красно/зеленые, например.
Строки – это хорошо, но строки, уместно расположенные, усиливают свою эффективность во много раз!
-
Почему разработка логотипа у вас стоит так дорого?
Этот вопрос преследует, наверное, все компании, которые делают
что-то стоящее, и ответов на него очень много. Я попробую дать некоторые из них, самые, пожалуй, очевидные.Во-первых , суть вашего вопроса варьируется от того, с кем сравнивать цены. Если с работами сына знакомого сослуживца, то да, действительно, дороговато. Ведь он наверняка сможет выполнить работу бесплатно. Или за символический подарок в виде билетов на воскресный сеанс в IMAX.Если сравнивать с
какими-нибудь более известными агентствами типа «Восхода» или ставшей притчей во многих языцах, «Студией Артемия Лебедева», то мы работаем практически даром.Самое странное здесь то, что и в том, и в другом случае, вы можете получить именно то, что вы хотели. Справедливости ради, конечно, стоит отметить, что в случае обращения к профессионалам, ваши шансы получить именно то, что надо, да еще и адаптированное к повседневному использованию, увеличиваются в несколько раз. Вернее, десятков, сотен, а может быть, и тысяч раз. Потому что там над вашей работой будут трудиться профессионалы (которых, к слову, с каждым поколением становится все меньше и меньше). Думать над вашей задачей там будут люди, занимающиеся подобной работой ежедневно. У них мозг
по-другому работает… Ну, например, хвастаетесь вы своим новым щенком перед профессиональным ветеринаром, а он неожиданно нагнется, губу ему приподнимет или там за лапу возьмет, и спросит озабоченно: «А у него всегда так было?». Потому что он — профессионал, икакую-нибудь собачью болячку без рентгена видит — так его мозг и глаза работают.Так и у нас — знакомишься с
кем-нибудь , смотришь на визитку, и непроизвольно порой спрашиваешь: «А что это у вас между „М“ и „О“ такое расстояние несуразное — специально?», или: «Заморачиваться не стали, клипарт взяли, да?». Не со зла причем, это профессиональное, порой сложно объяснимое — стремление во всем навести порядок, сделать мир чуть красивее и гармоничнее, чем он был до того, как вы визитку свою нам показали.В общем, возвращаясь к теме вопроса — если вы хотите, чтобы над вашей задачей работал уважающий себя профессионал, понимайте, кто это: состоявшийся и опытный профессионал своего дела, мастер, если хотите. Уважающий себя и свой труд, не допускающий «халявы» или «лажи», работающий над вашей задачей несколько дней (недель, месяцев). Думающий о вашем знаке перед сном, моясь в душе, стоя в пробке на работу или с нее…
Наверняка вы разбираетесь в уровне доходов людей, коли задумали знак разработать — так вот, как вы думаете, может ли человек, образ которого мы сейчас быстро накидали, работать за бесплатно ну или там скажем, за 3 или 5 тысяч? Нет, конечно! Более того, очень часто над решением вашей задачи трудится целый коллектив творчески одаренных людей — каждый вносит свою маленькую (большую) лепту в будущее произведение дизайнерского искусства. Они тоже не за «спасибо» работают.
Это если
по-простому ответить. Но давайте разбираться дальше.Во-вторых , делать хорошо много не получится. Просто потому, что на любую работу требуется время. Те, кто предлагают свою работу задешево, как правило и делают ее точно также: берут красивенькую картинку, позаковырестей шрифт, добавляют на фон «дизайна» в виде размытостикакой-нибудь , добавляют тень и серединку у «А» красным цветом делают. Чем не дизайн, а? Кто там следующий?Если надо так, то подобных мастеровых навалом, и они с удовольствием используют и ваш любимый цвет, и свой любимый шрифт, и впишут во что хотите надпись — хоть в круг, хоть в ромб. Но, как правило, вы не этого хотите, а уникальности, профессиональности в подходе, осмысленному отношению к вашему будущему знаку. Ведь так?
В третьих, работа стоит ровно столько, сколько за нее платят.
Кто-то не может продать свои закорючки и за 500 рублей, а укого-то в очередь стоят желающие 350 или 700 тысяч отдать. Ну, и больше, конечно. У нас знак стоит от 50 000 рублей. Пока и на сегодня — а уж дорого это или нет — решать, естественно, вам.P. S. И самое главное, напоследок. Никому не верьте, кроме своих глаз. Посмотрите работы человека, которому хотите доверить самое дорогое, что у вас будет черезкакое-то время — разработку вашего бренда. Если они близки вам по духу, соответствуют вашим представлениям о вашей работе или продукте, что вы производите — это ваш дизайнер. Надеяться на то, что «это вот всекакая-то неудачная ерунда, а мне он сделает лучше ипо-другому » не надо. Не сделает.Именно поэтому в ГЦ трудятся пять разных дизайнеров, с разным видением и разными работами. Все очень разные, но все очень! :)